Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.
Технология плетения Белевского кружева Тульской области
Процесс составления сколков теоретически можно разделить на несколько этапов, прочно взаимосвязанных. Этап 1. Конструирование модели. На первом этапе нужно определиться с макетом будущего изделия. Решить, каким будет изделие: приталенное, свободного покроя, определить расположение вытачек, вид рукавов, возможно изделие будет с рельефами. На этом этапе также рисуем выкройку изделия с учетом указанных выше параметров.
Первыми в Тульской губернии изготовлением кружев начали заниматься монахини Белевского Крестовоздвиженского монастыря, основанного около года. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей они плели на коклюшках. Применялось оно исключительно для отделки платья высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей. Во второй половине XVIII века во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и других районах области, возникают различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству обучают крепостных девочек 7— 8 лет специально купленные на торгах искусные мастерицы. Кружево плели не только в помещичьих усадьбах, но и женщины из среды мещан. Кружева, сплетенные в монастыре и в городе, отличались одно от другого по манере плетения.
Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи : летописец сообщает о событии, произошедшим в году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким ? Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса , посетившего Россию в году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде.