Николай Кузанский — один из крупнейших философов эпохи Возрождения. Время жизни и деятельности философа соответствует периоду перехода от Средневековья к Новому времени.
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Евлампиев: Традиция еретической христианской мистики — это очень богатая идеями линия развития средневековой философии. Первой яркой фигурой здесь является Иоанн Скот Эриугена. Но в последующем она наиболее заметное и яркое развитие получила в немецкой философии — Иоахим Флорский, Мейстер Экхарт и его последователи «рейнские мистики» и, конечно, Николай Кузанский. На последнего я хотел обратить особое внимание, поскольку именно он дал «образцовое» выражение соответствующей философской «парадигмы» мистической философии и тем самым предопределил главную линию развития немецкой философии вплоть до классического немецкого идеализма и даже еще дальше М. Русская философия в период ее наиболее плодотворного развития в XIX — начале XX века черпала вдохновение именно из тех немецких систем, которые принадлежали к указанной традиции — и прямо у Николая Кузанского, и у его преемников Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр.
ViktorДзен Buyanov. Поможет ли нам Николай из Кузы? Николай Кузанский, выдающийся философ раннего Возрождения, стал связующим звеном между античной греческой философией и философией Нового времени.
English version вверх А. Философскую рационализацию мистического мировидения в творчестве Николая Кузанского и Ибн Араби я хочу сделать здесь предметом исследования. Я предполагаю показать те существенные различия в рационализации мистицизма, которые имеются между философией Николая Кузанского и Ибн Араби. Я остановлюсь на предложенном этими двумя мыслителями понимании мироустроения, места человека в этом мироустроении и вытекающих из этого возможностях и путях его познавательной деятельности. Далее, я предполагаю показать, что философия Николая Кузанского делала логически возможной нововременную парадигму философствования, в то время как философская система Ибн Араби открывала несколько иные перспективы. Общим основанием мысли Николая Кузанского и Ибн Араби являются, на мой взгляд, два тесно сопряженных тезиса: утверждение о неопределимости Бога , во-первых, и о том, что мир не есть Бог, но не есть и нечто отличное от Бога , во-вторых.